Глава двадцать пятая.
Праздник всех мужчин.
Праздник всех мужчин.
Уже подходит дата двадцать третьего февраля, "День защитников Отечества". А это значит, чтобудет праздничный концерт, мне об этом напомнили братья Дельфиновы. Данил подходит ко мне и, говорит:
- Санёк, а мы с Денисом будем на праздничном концерте петь пять песен.
- Пять песен. Никогда не поверю, - сказал я, ему с усмешкой.
Месяц подходит к своему концу,а я всё тот же, как в начале февраля месяца. В моей душе на то время боролось моё двойное "я". Я никак не мог понять, отчего Катя стала, как-то не так, относится ко мне: она часто молчала в ответ или просто отворачивалась от меня, будто бы
не хотела меня видеть.
Неделя нашего дежурства пошколе: накрытие столов в столовой, распределение и слежение за порядком напостах во время переменки. Основной состав нашего класса ушёл накрывать встоловой, оставив меня наедине с Катей. А она уже, как месяц сидит со мной заодной партой на уроках Дежнёвой. Ираида Августиновна вышла из кабинета. И, Катяспрашивает у меня:
- Саша, почему, ты в последнееврем, какой-то не такой?
Я в ответ цежу сквозь зубы:
- Ничего. Совсем ничего.
Катя сразу поняла, что здесь,что-то не так. Она ещё, что-то хотела спросить, но не стала.
Суббота, двадцать третьефевраля 2008 года, - день всех мужчин. В этот день, все девочки и девушкишколы, поздравляют парней своего класса. У нас это проходило примерно так.Анастасия Фёдоровна созвала в кабинет истории весь наш класс и, говорит:
- Ну, что девушки будемпоздравлять своих парней. Сначала, каждая из вас скажет пожелание, а потомвручит подарок.
- Чего можно пожелать? Удачноокончить школу, пойти учиться дальше и найти спутницу жизни, - говорит КсюшаАлександрова, руководствуясь применением языка жестов.
Катя заминается. Да, и остальныедевочки говорили, как-то схожее друг надруга. Тут Катя выправляется и, говорит очень точные слова, но без уверенностии с какой-то скрытой стеснительностью:
- Найти любимую девушку,конечно же.
Эта краткость разила меня всамую душу.
- А теперь, подарки, - сказалаАнастасия Фёдоровна.
Катя берёт с учительскогостола, что-то похожее на флакон адикалона, ещё в нераскрытой упаковке. Подойдяближе, она даёт его мне в руки, говоря тоже коротко и ясно:
- Саша, это тебе. Спраздником!
Приняв её подарок, я подумал:"Если б, я был для неё совершенно безразличен то, и подарок подарила бы,какая-нибудь Валя или Ксюша. Значит, я для неё не совсем безразличен". Мнетак и хотелось, обнять её, поцеловать в щёчку и, сказать: "Спасибо,дорогая моя". - Но я этого не делал. Когда она мне дала свой не большойподарок, я только и сказал:
- Спасибо, Катя…
Придя из школы и, сделав набыструю руку, уроки на следующий день, стал готовиться для выступления напраздничном концерте, который должен был начаться в 18:00 по московскомувремени в нашем сельском доме культуры. Я зачехляю гитару, переодевшись впарадную форму, иду на кухню, чтобы перекусить или просто выпить чашечку чаяперед отходом в клуб. Времени на часах, четверть шестого. Я начинаюпоторапливаться, чтобы не опоздать на начало.
Вот я уже у клуба. Взбираюсьпо ступеням крыльца и, что я вижу? А вижу то, что называется полнойбезответственностью. Было сказано: "Концерт начнётся в шесть часоввечера". Где ж он? Входная дверь закрыта, и на крыльце пока, ещё никого нет.Прождал я минут пятнадцать. Смотрю, в сторону захаровского магазина и вижу,идёт Славик. Я окликаю его:
- Славка!
- Сашка, а, что ты здесь,делаешь? - спросил Славка Берёзкин, обернувшись ко мне.
- Как, что? Жду, когдаоткроют. Сегодня же должен быть праздничный концерт, а клуб до сих пор закрыт,- ответил я.
Он, не доходя до магазина,разворачивается и идёт ко мне. И мы продолжаем разговор.
- Ну, да. А ты, значит, будешьв нём участвовать? - снова, вопрос от Славы.
- А ты, как думал? Буду.
Потом, он стал показыватьразличные приёмы и упражнения на кулаках. Он делал удары кулаками в железныетрубчатые столбы, что были основой опоры крыльца и, ничуть не было видно, чтобольно или ещё, что в том роде. Нет, он это делал ровно и, как виднонатренировано. После, проделаннойпроцедуры он, сказал:
- А знаешь, почему у меня не болят пальцы, когда я занимаюсь,такими упражнениями? Я этим занимаюсь уже давно. Смотри, - он сжимает кулаки и,показывает мне перебитые пальцы. - Они не болят потому, что там больше болетьнечему, - ответил он на свой вопрос
- Да, ничего кулаки-тосмотрятся. А поначалу пальцы болели наверняка.
- Бывало и такое…
Наконец-то пришлиответственные люди, имеющие отношение к активной деятельности сельского домакультуры и, клуб был открыт. Народ набирается. Мы выступающие сразу, уходим закулисы. Что я заметил? А то, что избратьев Дельфиновых пришёл только Данил. Я и спрашиваю у него про Дениса. Онответил:
- У него горло болит и потому,не может петь.
"Вот вам и пятьпесен!" - подумал я.
Как мне показалось, Данил взялгитару Дениса. Мне, это почему-то стало интересным, я и спросил у него:
- А зачем ты у Дениса гитарувзял? Твоя, где?
- Мою гитару сломали, -коротко ответил он.
- Ну, а сколько песен будешьпеть?
- Одну.
- Что ж понятно.
Объявлено начало концерта.Первым номером была объявлена песня в исполнении Данилки Дельфинова. Он выходитна сцену и, начинает петь, но сбивается и уходит за кулисы. Объявили следующийномер. При выходе на сцену, меня встречают аплодисментами. Песня спета. Ухожу сосцены. Александра Григорьевна спрашивает Данила:
- Ты может, ещё раз споёшь этупесню?
- Да, попробую.
Он начинает петь и снова,сбивается на втором куплете. Ему предлагают спеть, что-нибудь другое. Онпринимает новую попытку. Сбившись с правильного ритма песни, он всё же допел еёдо конца. После исполнения гитарных песен, проводились конкурсы, которые неимели особого интереса.
Что мне доказал, этот вечер?Доказал то, что не надо делать из себя героя, из всех героев. Вот и живойпример: Данил говорил, что он с Денисом будет петь пять песен. И, что из этоговышло? Денис заболел, а сам Данил оплошался. Такая вот, истина жизни: "Незагадывай вперёд, как Бог приведёт".
Глава двадцать шестая.
С праздником 8-ого Марта.
С праздником 8-ого Марта.
Зима принесла, как своиминусы, так и плюсы. Кто-то женился, а кто просто нашёл для себя, что-тонедостающее в этой жизни. Так, например, я за эту зиму испытал и понял всё то,что не мог понять раньше в представителях прекрасного пола.
Постепенно приходит весна. По началу,это просто утреннее тёплое солнце, которое день ото дня всё ярче светит и,теплее греет землю, а там и до майской капели не далеко. Но и все одинаковознают, что даже плавный переход с зимы, на весну не на каждого влияетположительно. Так и наша классная руководительница Анастасия Фёдоровна ещё вконце февраля ушла на больничный и, пробыла на нём до середины следующегомесяца. И потому, нам парням пришлось поздравлять девчонок с международнымженским днём, самостоятельно. А за неделю до самого праздника, мы договорилисьскинуться по пятьдесят рублей. Эти деньги брал на свою ответственность Ромка.Он и должен был покупать подарки.
До самого праздника осталсялишь, один день. Подарки уже куплены, не смотря на то, что деньги сдали не все- Андрей пока, оставался в долгах. К нему подходят Роман с Ваньком и, говорят:
- Ты, когда будешь деньгиотдавать?
- Сегодня. Когда ещё?
Учебный день закончился. Всеуходят по домам. Мне Андрей и говорит:
- Саш, а пойдём вместе. Мнеещё нужно отдавать недостающие деньги за купленные подарки.
- Пошли, конечно, - говорю я,не сомневаясь в том, что нужно идти вместе.
На настоящее время, у нас вдеревне действовало три магазина. А если, чего не получалось найти в магазинахто, можно было найти на почте там, тоже продавались кое-какие товары первойнеобходимости. Вот мы и ищем, где парни из нашего класса покупали подарки.Наконец-то нашли. Андрей спрашивает:
- Здесь, ребята из десятогокласса покупали подарки?
- Здесь, - отвечаетпродавщица.
Он достаёт из кармана курткиденьги.
- Тогда возьмите, этой суммынедоставало.
Продавщица берёт деньги. Мыуходим.
И настал день поздравлений.Девочки о наших подарках ещё ничего не знают. Заканчивается второй урок и,Ромка собирает всех нас в кабинет истории.
- Деньги все сдали?
- Да, все.
- Значит, делаем так, -продолжает Ромка после, не большой паузы, - подарки дарим по окончанию третьегоурока. А ты Денис, напишешь поздравительную речь.
- Я да, я не смогу, - сказалДенис, с неуверенностью в своих силах.
- Ни каких, не смогу! Напишешь.
Тут прозвенел звонок. Денис спомощью своих дружков, на уроке английского языка пытается писать текстпоздравления. У них вроде, что-то получается. Урок кончился, и все идут обедатьв столовую. А после обеда Роман Александров собирает весь наш класс в кабинетеАнастасии Фёдоровны. Он и начинает:
- Пусть, с нами сейчас нетАнастасии Фёдоровны, но мы самостоятельно собрали деньги и купили вам девушкинаши, подарки. Но девочки, сначала Дельфинов Денис прочтёт поздравительнуюречь. А потом, будут и подарки. Денис читай.
Тот начинает читатьпоздравление. Поздравление прочитано. Ромка раздаёт подарки девочкам, после,чего продолжает говорить:
- После уроков надо бы всемклассом поздравить с праздником Анастасию Фёдоровну. Только кто? - онвсматривается в лица, - а может всё-таки, это Ксюша. Она у нас придумывает всёна ходу и, всё сможет.
На ней и определилось.
Когда все уроки закончились мывсем классом, как и договорились, идём поздравлять Анастасию Фёдоровну. Пока,шли Ксюша, что-то успела придумать. Дожидаемся, когда на лай псов выйдет водвор Анастасия Фёдоровна. Она вышла и, Ксюша начинает читать то, что было еюпридумано. Она же вручает подарок от класса. Анастасия Фёдоровна потом,говорит:
- Спасибо ребята, что незабыли поздравить. А то, я уж думала, что подарок получу только после,больничного. Хотя не в подарке суть. Спасибо, что помните, что поздравили.
Она уходит в дом.
Глава двадцать седьмая.
Коварство разгадывается не сразу.
Коварство разгадывается не сразу.
Среда, день бесхитростныхуроков. По средам у нас бывают уроки физической культуры и основы безопаснойжизнедеятельности. В один из таких дней, я сделал одну не большуюхитрость. Прихожу, как обычно, к первомууроку. После того, как я повесил куртку в гардеробе, иду в спортзал. Встречаюна пути Нияза Хамзича. Он и говорит:
- Слушай, ты не хочешь чего-нибудьспеть на весёлых стартах?
- Можно вообще-то. А что? А наши будут? - имел в виду я в этом вопросе свой десятый класс.
- Да, ваши парни будут всоставе жюри. А остальные если, кто пожелает, могут, прийти и посмотреть. Хотяу вас сколько уроков?
Я вспоминаю расписание уроков.По средам всегда шесть, но Анастасия Фёдоровна ещё на больничном, значит, пять.Но мне не хотелось пропускать возможность выступить, как говорится безрепетиций, и прочей подготовки. Я говорю:
- Четыре.
- Значит, на четвёртом всёподготовим, а там и начнём.
- Ну, да, - коротко сказал я,согласившись с мнением учителя физкультуры и ОБЖ.
Четвёртый урок - ОБЖ, а посленего английский язык, который я не полюбил при новой его преподавательницеЕвгении Афанасьевне. Этот урок и должен быть сегодня последним. А так, какпоявился повод его пропустить то, я и решил стереть его из списка уроков насегодняшний день, написанного простым карандашом. С начала четвёртого урокапрошло пятнадцать-двадцать минут. Впрочем, мне и этого хватило. Я спрашиваюсь уучителя:
- Нияз Хамзич, можно выйти?
- Можно, - коротко бросил он.
Я выхожу из кабинетамашиноведения, и иду к стенду, где висит общее и обновлённое расписание уроков.У меня в руке ластик и простой карандаш. Ластиком стираю английский язык и подним подведенную черту, а карандашом на месте стёртого урока подвожугоризонтальную черту будто, никто и не трогал. Затем для всякого случая иду втуалет, чтобы ни у кого не было никаких подозрений. После, чего я возвращаюсьна урок. Но вот урок закончился. Я иду в гардероб, чтобы одеться и идти домой,но я ещё вернусь. Мне нужно было всего сходить домой за гитарой и вернутьсяобратно.
- А вот и я, - спросил я уНияза Хамзича, как только вошёл в спортзал, - что будем петь?
- Что-нибудь весёленькое.
- Ну, это можно.
Мы определились на том, что ябуду петь песню "Вечная молодость". Потом, нас всех распределили,кто, где будет сидеть во время проведения спортивного мероприятия. Болельщикисидели на лавочках, а напротив них за партой сидело наше почётное жюри. Я сиделчуть поодаль от них. А справа от нас почти по всей длине стены сидят на стульяхнаши учителя. Входят учителя - первый, второй, третий - и, все интересуются:
- А кто это, у вас десятыйкласс, английский язык стёр?
Все молчат, не зная самогофакта да, и того, что можно ответить. Я тоже молчу, хотя и знаю, кто этосделал. Входит завуч и, говорит:
- Я, конечно, не знаю, ктостёр из расписания последний урок, но знаю, точно, что после весёлых стартоввесь десятый класс идёт на урок английского языка.
Спортивное мероприятиеначалось. А я сижу и думаю: "Стёр-то, урок я. Ещё урок назад, а догадалисьоб этом только сейчас и то, не знают к кому придраться". Нияз Хамзичобъявляет мою песню. Я начинаю петь:
В каморке, что за актовым залом,
Репетировал школьный ансамбль…
После моего исполнениясоревнования продолжаются. Когда веселые старты подошли к концу, моиодноклассники пошли на урок. А я снова, убегаю домой.
Глава двадцать восьмая.
Весенние каникулы.
Весенние каникулы.
Время идёт вперёд. А весна,как известно, приходит быстро. И вот уж подходит к концу март месяц. Началопервого весеннего месяца ничем особо не отличалось от прошедшего ныне февралямесяца. Но вскоре всё изменилось влучшую сторону.
В школе тоже всё хорошо. Как ивсегда, день за днём проводятся кружки и дополнительные занятия, и, урокипроходят своим чередом. Выпускной класс готовится к сдаче ЕГЭ - новый образгосударственных экзаменов, который пугливо действует на всех школьников и, нетолько нашей школы. Хочется порой сказать, что ЕГЭ придумали не те, кто сидят вМО РФ, а садюги, которые хотят российское образование снизить ниже минимума. Иэто у них получается. Не стану спорить, звучит глупо. Но так оно и есть.
А сегодня уже двадцать первоемарта, последний учебный день третьей учебной четверти. А это значит, что послевторого урока будет линейка, на которой объявят о наступлении весенних каникул.Прозвенел звонок. Все ученики выходят из кабинетов и спешат в коридор, что навтором этаже, и выстраиваются в две шеренги. И ждут, что скажет завуч.
- Я поздравляю вас сокончанием третьей учебной четверти. Конечно, осталось совсем немного времени,прежде чем, закончится этот учебный год, но, и не всё так просто, - говорит нааудиторию завуч нашей школы, - выпускников ждут экзамены, а остальных школьников- переходные проверочные работы и летние отработки.
После продолжительной паузыдиректриса спрашивает:
- А во сколько часов нужноуходить домой с улицы?
- В полночь, - звучит шутка состороны.
Розалия Ахмедовна не находяповода для спора, прочитала
инструкцию, после чего, говорит в заключение:
- Вот такие дела. Я тоже васпоздравляю с окончанием четверти и, желаю отлично провести свободное время.
Нас распускают по классам.
***
***
Теперь, мы на каникулах.Каждый занимается своим делом. Я например, в эти дни, плодотворно писал стихи.Были и такие строки:
Лучик солнца землю озарил,
Слабый дождик пыль дорожную смочил.
Наступило утро нового белого дня,
Это утро. несомненно радует тебя.
Да, эти строки были в моёмновом стихотворении под названием "Мой край".
А в один из таких дней я решилсходить к своему другу детства Дежнёву Андрею, чтобы узнать, нет ли какихновостей. Я уже у двора Андрея. Подойдя к воротам, я снова, вижу, что онизаперты. И, чтобы он вышел, приходилось барабанить кулаками по этим воротам илизайти в садок и стучать в окно лишь, тогда он выходил и, встречал меня. Онвышел, и, мы идём к нему в дом. На то время, у него уже был компьютер. Мырешили с ним во что-нибудь поиграть. Андрей спрашивает:
- Вовчик-то приехать собираетсяна этих каникулах, аль нет?
- У него нет ни весенних, ниосенних каникул. Он же учится в сельскохозяйственном техникуме своего селения.Студент, короче говоря. Думаю, что он вряд ли сможет приехать сюда в эти дни.
- А может, он звонил?
- Как же он позвонит, если, унего нет сотового телефона. А если, и есть то, только, как дым от сигарет - онбыл и, его больше нет. Сотовые телефоны у Вовки долго не живут, знаешь ведь, -поясняю я Андрею.
Так ни о чём, говоря, мыпоиграли в GTA San-Andrees, и ещё в какие-то игры. После, чего я ушёл домой.
***
***
Каникулы должны кончитьсяпервого апреля. А пока, есть несколько дней. Сегодня двадцать девятое марта, это был день рождения дедушки Максима.Дедуля за день до своих именин приобрёл для праздничного вечера много всякихвкусностей, а насчёт горячего договорился с мамой. Так, что для празднования было всё готово.
Имениннику исполнялось в этотдень семьдесят семь лет. Да, скажешь, что довольно большой возраст, но дедушкадаже в такие годы вёл очень активный образ жизни: вставал чуть свет, делалзарядку затем, небольшая пробежка.После, чего возвратившись, домой, делал завтрак и, ждал к утреннему столубабушку Машу.
Прийти нам надо было к шестичасам, вечера… все уже собрались идти. А я медлю, думая, стоит брать гитару ссобой или взять её тогда, когда понадобиться. Но вот наконец-то мы вышли. Мыидём к бабуле и, каждый несёт, что-то своё. Сестрёнка Сашка несёт открытку споздравительным стихотворением, а мама с папой салаты, и всё, что можно есть икушать. Я же, как не странно ничего не несу.
Все гости во главе с самим именинникомразместились в зале. Особенных гостей не было. С города приехала тётя Кристинасо своим внуком Генкой да, и мы пришли. Вот, собственно и все гости. На столевсё было вполне обычное: малосольные огурцы, множество салатов приготовленныхмоей мамой, порезанные аккуратной рукой фрукты и, полукапчёная колбаса. И всё,это было аккуратно разложено по тарелочкам. Я поел из-за всего, что стояло настоле, что могло влезть в мой живот. Да, ещё утрамбовал это пельменями так, чтосыт был, по некуда. Мама, видя то, что я наелся и не знаю, что взять, говоритмне:
- Саша, ты может, пойдёшь костальным? - говорит она, имея в виду младшую сестру Шурку и племянника Генку.
Я ухожу, как и всегдаприходилось уходить в разгаре празднования. Ухожу я домой за гитарой, чтобысбавить обиды и грусть. Я снова, у бабули и, с собой у меня гитара-выручалочка,которая в любой момент моих грустных мыслей мне помогала. Звучание гитары, аособенно если, играть перебором наводит на более приятные размышления, как это,например, помогало мне в феврале месяце - месяце разочарований. Дедушказаслышав, что я играю на гитаре, зовёт меня в зал.
"Один прогоняет, другиезовут. Придётся идти", - подумал я, и иду в залу. Зайдя в зал, я занимаюранее занятое мною место, и что-то уточняю у папы. Дедуля, это видит и, говоритему:
- Максим Максимыч, сыграй намна гитаре, что-нибудь?
- Не умею, - отмазываетсяпапа, - пусть, Александр, и сыграет.
Я поддакиваю отцу и, начинаюиграть песню, под названием "Место, где свет", группы "Машинавремени". После моего исполнения, дедуля говорит только уже не спредложением, а скорее с просьбой:
- Макс может, ты тогдаподберёшь музыку к песне "Беловежская пуща". А мы потом её исполнимвтроём?
- Подобрать, конечно, можно.Но я не до конца уверен, что всё получится.
- Но ты постарайся? - проситдедушка Максим.
- Ладно, - ответил он.
Мы ещё о чём-то разговариваем.Время потихоньку подходит к половине десятого. Когда, мы стали собиратьсяуходить, дедуля говорит, как и любой хозяин дома, который всегда приветливовстречает гостей:
- Может, ещё посидите?
- Да нет. Мы, наверное,пойдём.
Мы уходим.
Глава двадцать девятая.
Школа - место новостей.
Школа - место новостей.
До конца учебного года,осталось каких-то два месяца. Апрель месяц вступил в свои права: снег сталзначительно быстрее таять и, по дорогам потекли ручьи. Время от времени, сталовсё больше появляться велосипедистов на улицах села. Да, и сама жизньоживилась, по сравнению с тем, что можно было увидеть зимой.
В школе тоже своя жизнь и,свои новости. И, как всякий раз, эти новости узнаются на родительскихсобраниях. Родительские собрания обычно, проходят в начале каждой учебнойчетверти. Основная тема сегодняшнего собрания, подготовительные занятия по ЕГЭ.Как потом, выяснилось многие из нашего класса не ходили на занятия. А в томчисле был и я.
Мама с веранды входит в дом. Ая в это время уже играю на гитаре в зале. Она входит в зал и, вешая куртку навешалку в шкафу, спрашивает у меня:
- Ты ходишь на занятия по ЕГЭ?
- Когда, как, - отвечаю я,собравшись идти наверх, доделывать уроки.
- Ходи обязательно. Сдатьэкзамены не сможешь, считай, что попросту просидел в школе десять лет, - потом,она продолжает, как бы намекая, - Твои лучшие подруги, Ксюша с Катей ходят. Аты, что хуже их?
- Почему, хуже?
- Уж, не знаю, почему ты неходишь на занятия, - говорит она, и уходит на второй этаж в папин кабинет,чтобы ему рассказать, о чём говорили на родительском собрании.
***
***
На занятия ходить пришлось.Все расписания занятий остались те же, что и были в начале учебного года: впонедельник и среду занятия по русскому языку, а в пятницу - по алгебре.
Вот, как примерно, прошёл одиниз таких дней. Уроки уже подошли к своему концу. Все мои одноклассники ушли заисключением моей любимой девочки Кати и нашей общей подруги КсюшиАлександровой. Когда Ксюша заметила меня среди оставшихся, спросила:
- Саша, ты ведь, всегдауходишь с занятий, а сегодня остался. Чего это ты так?
Я коротко ей отвечаю:
- С вами девочки, хочу дольшепобыть.
Катя улыбается.
Дверь открывает КсенияАнатольевна. Мы входим в кабинет и, занимаем места. Я на уроках КсенииАнатольевны всегда сижу за первой партой в левом ряду. Я и сейчас хотел сестьна это место, но Ксюша оказалась быстрее меня. Она и спрашивает:
- А можно, мы с Катей сядем заэтой первой партой?
- Да, конечно. Садитесь.
Мы уселись. Учитель,спрашивает у нас:
- Ну, что готовы?
- Да.
- Значит, начнём.
Мы киваем ей, в знак согласия.И начинаем занятия. Ксюша с Катей сидят за первой партой. Мне пришлось сесть завторую, но в том же ряду. Я всё время смотрю на Катю, слежу за ней со стороны,как говориться. А иногда кладу ладонь правой руки на спинку её стула. Когда мненужно было писать, я снимаю руку со спинки стула Екатерины и, что-товыцарапываю ручкой на тетрадных листах. Сами занятия по сравнению с уроками,проходили гораздо веселее и интереснее. После занятий по ЕГЭ, мы расходимся подомам. А однажды, Ксюша спросила у меня:
- Ты ходишь на занятия, чтобыдольше быть с Катей ведь, так?
- Не скрою, это так и есть, - ответил я прямо.
На занятия я ходить стал, но и они не всегда проводились.
страница 7...
Оставить комментарий
Анатолий Рагузин |