Моя поэзия и проза - произведение:
"По дороге жизни".
"По дороге жизни".
По дороге жизни
Анатолий Рагузин: Роман - (б. м.) –
Издательские решения, 2021 - 114 с.
ISBN 978-5-0055-5600-4
Всё начинается с несчастного случая, но и это не ломает душевное равновесие юной девушки. Рядом с нею всегда верная школьная подруга и недавний приятель, с которым интересно поддерживать общение. Для неё остаётся, как прежде дорог дар рисования, что позволяет ей вечерами уходить в себя и поразмышлять…
Содержание
- Палата №6;
- Что есть такое суета;
- Жизнь по-новому;
- Чуть ближе друг к другу;
- По страницам в прошлое;
- А что такое зима;
- Немного больше солнца;
- Вспомним своих героев.
Палата №6.
Городская поликлиника. Палата для пациентов, получивших вред здоровью средней тяжести. В этой палате лежит Лена и с нею ещё один юноша, которого она пока не знает.
Сейчас по всей поликлинике тихий час, все спят; мышь в угол не проскочит, комар не пролетит. Лена сюда поступила позавчерашним вечером сразу после произошедшего. Но не то важно. Важно, что она уцелела, не говоря о потере сознания на недлительный промежуток времени, и было повреждено предплечье правой руки. Врачи сделали всё, чтобы привести её в сознание. И теперь она здесь. Она спит и видит, что родители живы и, так же попали в больницу, как она сама. Но она ничего не знает, и тот день помнит плохо.
Но вот она открыла глаза. Перед ней всё снова в белых и светлых тонах. Она понимает, что это больница и этот незнакомый молодой человек её сосед по палате. Юный незнакомец был примерно лет пятнадцати, кареглазый брюнет, лицо его доброе. Окинув взглядом палату ещё раз, она спрашивает у себя шепотом:
- Я в больнице? И здесь мне не знакомые люди.
Но никто не ответил несчастной девочке, которой только в ближайшие дни исполнится четырнадцать. А вот открывается дверь палаты №6, это входит доктор. Доктор Игнатьев Дмитрий Иванович был назначен лечащим врачом пациентки Удальцовой. Он то, собственно говоря, и следил за состоянием здоровья Елены. Сам по себе Дмитрий Иванович, высокий коренастый мужчина, имеющий редкие усики и аккуратно выбритую бородку. Подойдя к койке, на которой лежала ещё позавчера поступившая больная, он спрашивает:
- Ну, как спалось Елена?
- Видела маму с папой, что они живы и находятся рядом, - рассказывает сон врачу пациентка Удальцова. – Доктор, что с ними? – спросила она.
Дежурный доктор Игнатьев подсаживаясь на край кровати, смотрит в глаза юной девочки и говорит ей:
- Лена тебе пока нельзя много разговаривать. Ты теряла сознание не без провала в памяти. Это результат мгновенного испуга называемым одним коротким словом, шок. Но всё со временем вернётся назад. А что с твоими родителями? Там всё очень плохо, - начал отвечать на вопрос доктор. – Я скажу, только пообещай мне, что будешь держать себя крепко? Теперь тебе придётся быть сильнее, оценивать ситуацию здравым умом. Жизнь иногда становится сложнее и чаще всего тогда, когда вовсе не ждём трудностей. Твои родители погибли на месте происшествия. Твою маму мы смогли бы спасти, если приехали быстрее. Но, увы, так распорядилась судьба. И ничего здесь не поделать. Их больше нет.
Лена печально смотря в глаза доктора, сказала:
- Значит, я их больше не увижу.
Доктор в знак сожаления пожал плечами.
- Да, Лена. К большому сожалению это так. Но у тебя есть родственники в городе, у которых ты сможешь жить после выписки…
- Да, есть. Тётя Аня родная сестра моего папы.
- Вот, видишь… - хотел закончить свою мысль дежурный врач Игнатьев.
- Но у моих родителей с нею ухудшились отношения после её второго замужества. И я не уверена, что она меня примет – девочку, круглую сироту.
Тот с надеждой взглянул в глаза сиротки и сказал:
- Мы поможем.
Он сказал это и вышел из палаты.
***
Но вернёмся на одни сутки назад…
Всё утреннее волнение в школе художеств началось со звонка на телефон директора, что подтвердила чуть позже и хроника событий за минувший день по городскому телевидению.
- Это школа художеств? – спросил мужской голос на конце того провода.
- Да, - прозвучал спокойный короткий ответ директора ещё не подозревавшего о том, что услышит.
- Здравствуйте. Зовут меня Дмитрий Игнатьев. Я являюсь лечащим врачом вашей ученицы Елены Удальцовой…
- А, что с ней? – прервал волнительный вопрос речь лечащего врача Игнатьева.
- Сейчас с нею всё в порядке. А вчера она попала со своими родителями в автомобильное столкновение. Она жива и находится в центральной городской поликлинике. С её родителями судьба решила согрешить: они погибли. И у меня к вам просьба. Помогите ей? Лене сейчас нужна помощь.
- Да, конечно. Мы сделаем всё, что будет в наших силах.
Связь оборвалась. Директор школы художеств Куприянов Алексей Михайлович понимает, что дело серьёзное и требует осторожности. Он мысленно отбрасывает всё запланированное на сегодня и всецело уходит мыслями в решение данного вопроса. Первое, это родственники, знакомые и друзья семейства Удальцовых. Второе, сбор средств и иная всевозможная помощь, которая может потребоваться круглой сироте в 14 лет.
И начать он решает с собрания педагогического состава школы. Когда все были собраны на местах Алексей Михайлович, не тратя времени, начинает обрисовывать суть вопроса:
- Дорогие вы наши и уважаемые всеми! На наши плечи и одной из наших учениц пало неизгладимое горе. Все здесь присутствующие отлично знают и помнят Ивана Андреевича и Александру Матвеевну Удальцовых, этих замечательных людей владеющих парой предприятий в нашем городе. Иван и Александра безотказно помогали нам финансово, средствами на капитальный ремонт школы в виде благотворительной деятельности. С их помощью была восстановлена пара исторических памятников города, организована спортивно-оздоровительная площадка. А вчера они со своей дочерью Еленой попали в автомобильное столкновение. Елена сейчас находится в больнице, а с её родителями судьба сыграла злую шутку. Наша ученица Удальцова Лена осталась сиротой.
- Да, это крупная потеря и в первую очередь для самой Елены. Мы должны помочь девочке. Где она сейчас находится?
- Я для того вас и собрал. Она попала в центральную городскую поликлинику. Я поручаю вам поговорить с ребятами, одноклассниками, с которыми общалась, имела какие-то дела и отношения Елена, чтобы выведать, нет ли у неё в городе родственников и близких друзей семьи. Только прошу вас аккуратно. Я же подниму для подробного рассмотрения личное дело Елены Удальцовой.
- Это понятно. А что делать мне? – задала вопрос классрук Ирина Сергеевна.
- То же самое, - подчеркнул Алексей Михайлович. – Только у вас немного расширенный круг возможностей, так как вы являетесь руководителем класса, в котором учится Елена. Лично вам поручаю позвонить в приёмную и узнать о состоянии здоровья нашей ученицы, в какой палате она находится. Её лечащий врач Дмитрий Игнатьев. Если вам будет разрешено посещение, то и я не могу иметь возражений по данному поводу. Так мы и сами сможем узнать конкретно обо всём, в чём она нуждается, и выйдем на тех, кто сможет помочь ей в данный момент и принять несчастную сиротку. По окончанию второго занятия нужно собрать линейку, чтобы сделать всеобщее сообщение о случившемся. Новость скорбная, но что ж. Такова она суровая жизнь.
Школа художеств по сути то же средне образовательное заведение только отличие в том, что учащимся, перешедшим в пятый класс и в последующем, преподавались уроки художественного мастерства. В обычной школе это уроки рисования, а здесь расширенный обзор в области изобразительного искусства – история художественных шедевров, биография известных мастеров кисти и конечно, освоение мастерства от «А» до «Я». Здесь так же учатся десять лет. Среди выпускников школы художеств есть известные в городе и по району молодые художники, знатоки своего дела. Их кистью написаны рекламные баннеры на улицах города. Ранее висели щиты с призывами: «Мы рождены в советской России. Уважай и чти Родину», «Вся сила в дружбе», или «Помогай нуждающимся людям», - а теперь на их месте реклама. Вот что сделала из нас новая Россия, реклама и свободная торговля спиртными напитками и сигаретами во второй половины 90-ых годов. Но мы не о том. Подходит к своему завершению второй урок и, по сигналу директора Алексея Михайловича собирается линейка. Он и начинает с обращения:
- Здравствуйте. Для чего мы вас собрали? – задал он вводный вопрос, на который тут же последовал ответ. – Для срочного сообщения. Одна из учениц нашей школы Елена Удальцова со своими родителями попала вчерашним вечером в аварию. Её мама и папа, как всем известно, безотказно помогали, занимаясь благотворительностью помимо руководства над рабочим процессом на предприятиях. И вот мы потеряли их поддержку. Иван Андреевич и Александра Матвеевна погибли на месте происшествия.
Выступает из шеренги рослый юноша Сергей Иванов. Он является старостой класса, в котором учится Лена. Он и спрашивает:
- Алексей Михайлович, а в какую городскую больницу попала наша одноклассница?
- В центральную городскую поликлинику. Ваш классный руководитель уточнит время и дни посещения.
И полуминутное молчание было прервано.
- Ребята сейчас Лене очень будет нужна наша помощь. Мы должны поддержать её дух, помочь ей. Поговорите со своими родителями, может, и они найдут, чем можно помочь осиротевшей девочке.
На лицах учащихся появились черты волнения, задумчивости. Алексей Михайлович, окинув присутствующих взглядом, говорит:
- Вот собственно для этого мы вас и собрали. Можете расходиться по классам. Учебный день продолжается.
И учебный день продолжался. Занятия шли своим чередом, а во время переменок темой разговора у школьников среди старших классов уже были ни кто у кого спишет и кто, куда пойдёт в свободное время после выучки уроков – обсуждалась новость, услышанная на линейке. Как после выяснилось, слухи о происшедшем распространились мгновенно, и теперь подкрепившись данными о погибших и госпитализированных лицах попавших в ДТП, приобретают живой смысл. Кто-то в утренней сводке новостей видел сообщение, а кто и вовсе услышал в разговоре прохожих на улице. Тогда это было сомнительно, а теперь, когда известны цифры и имена становится ясно, что это настоящий факт и ничего исправить уже не возможно.
По завершении учебного дня учащийся расходились по домам, а педагогический состав школы художеств вновь собирался в кабинете директора Алексея Михайловича. К этому времени классрук Мирошникова Ирина Сергеевна успевает позвонить в приёмную поликлиники и узнать дни и время посещения больных. Алексей Михайлович начинает с вопроса:
- Ирина Сергеевна, что со временем посещения? Каково здоровье нашей ученицы Елены Удальцовой?
- Да, мне удалось узнать в общих чертах, - начала свой ответ классрук Мирошникова. – В неделе у них три дня посещения, а это вторник, среда и пятница. Времени на это даётся час – с 14:00 до 15:00, - ни больше, ни меньше.
- Понятно. Сегодня понедельник, а значит, ближайшие дни посещения будут завтра и послезавтра…
- Да, это так. Но как сказал лечащий врач Дмитрий Игнатьев, посещения пациентки Удальцовой будут разрешены лишь пару дней спустя. Получается, что в среду этой недели, чтобы девочка смогла прийти в более устойчивое душевное состояние. Она испытала шок и потому, помимо врачей и медсестёр с ней работают психологи. Для восстановления полноценной работы молодого организма будет полезно, если друзья и одноклассники Елены вместе с новостями личными и школьными будут приносить яблоки, груши и всё, что имеет витаминную ценность.
На лицах появилось скорбное волнение и печаль. Ведь это и в самом деле горе. Война или какое природное явление может сгубить множество жизней мирного населения, а тут,… раз и ничего не стало. Одна из старейших преподавателей школы художеств, Светлана Игоревна даже прослезилась. Ей было в пределах 52-53 лет, а года через два идти на пенсию. Она понимала, насколько сложен жизненный путь тех, кто потерял родителей, или кого одного из них. Ей судьба приписала родиться в 1947, в год послевоенной разрухи. Мать её работала на швейной фабрике. С наступлением же войны предприятие сменило свою направленность, стали шить военную форму. Мужской половине человечества достигшей совершеннолетия был открыт путь на фронт, в пополнение красноармейцев с гордостью и патриотизмом несущих знамя пролетариата, защищавших потом и кровью родину. Так и её отец в сентябре 1941 года был призван в ряды красной армии в погранвойска. В октябре-ноябре 1943 был отправлен в военный госпиталь с контузией и вывихом локтевого сустава левой руки. В конце 1944 года вернулся в семью после госпитализации. Игорю Александровичу и в последующие три-четыре года жизни напоминали о войне боевые ранения. С возвращением Игоря, семья перебралась в деревню. Муж стал заниматься плотнической работой и резьбой по дереву, а жена Мария занималась шитьём. Был собственный огород и сад с яблонями. А всё, что им ещё было нужно, они получали при помощи дружеского обмена. На кого нужно пошить одежду, всё здесь. Так же и рукотворная работа супруга имела своё место у односельчан. С рождением голубоглазой дочери, которую назвали Светой, в отношения молодой семейной пары и уже успевшей испытать тяготы жизни добавилась некая теплота и надежда на то, что ещё не всё потеряно. Но, как видно бог дал лишь два-три года на рождение дочери и после сыграл своей главной картой. Ближе к осени 1948 года со здоровьем Игоря Александровича становилось всё хуже и, в конце концов, в один момент его жизнь оборвалась, словно хрупкая нить. Местные органы правления тут же выдали Марии с её годовалой дочерью квартиру, как семье потерявшей кормильца и ежемесячно высылались денежные конверты в неразглашённом размере достоинства советских рублей в знак памяти об ушедшем из жизни ветеране войны.
И время шло. Девочка Света подрастала, с отличием переходила из класса в класс. Жизнь без отца в семье заставляла быть осмотрительнее и оценивать ситуацию здравым умом. Юная Светлана успевает стать одной из лучших в рядах пионерии, а после и среди комсомольцев. За всё минувшее время многое успевает измениться в стране: разоблачение культа личности Сталина, начало гонки вооружений, Афганистан, и распад СССР, но закалённая трудностями жизни Светлана Игоревна не теряет самообладание и смысла в жизни. Она по-прежнему продолжала работать преподавателем русского языка и литературы потому что, как она сама говорила: «Лишь книга способна закалить дух человека, дать ему какую-то надежду», - и эти слова вновь подтверждались в её лице. Да, пусть она одинока, рядом лишь коллеги по работе и некоторые старые друзья, с которыми она училась в педагогическом институте. Но и распад великой державы в первой половине 90-ых, не вносит особых изменений в её жизнь кроме разве что того, что одна из лучших средне образовательных заведений города и района, а именно школа №17 была переквалифицирована под школу с художественным уклоном, в школу художеств, проще говоря.
- Всем давно известна история, рассказанная мною не в первый раз, - начала свою речь Конюхова Светлана Игоревна. – После скоропостижной смерти папы-фронтовика, мать перебивалась с одного места работы на другое. Ясно одно – сложно жить без отца, сложно,… а в нашем случае, девочка потеряла обоих родителей. Это ещё сложнее и больнее.
***
Что такое двое суток? Это с научной точки зрения, сорок восемь часов беспрерывного вращения небесного светила вокруг планеты Земля. Для простого человека, это шесть приёмов пищи, два рабочих дня, время для чтения книги и пара свободных вечеров в узком семейном кругу у телевизора. Да, это, казалось бы, мелочная цифра, но для осиротевшей школьницы она казалась вечностью. И этот короткий временной промежуток многое смог доказать и показать Лене Удальцовой…
Да, и действительно первая пара дней в больничной палате пришлась довольно однообразной без общения со школьными подругами, без танцевальных занятий в городском дворце культуры. И главная потеря в её юной девичьей жизни – гибель родителей. Ведь ещё никому неизвестно кто возьмёт её на содержание до момента достижения совершеннолетия, или она попадёт в детдом. В один миг жизнь стала сложнее но, как учит художественная литература: «Будь сильнее своих возможностей», - и как видно пришло это время, время испытать себя. Четырёх разовое питание в больничной столовой: завтрак, обед, полдник и ужин, - дневной обход пациентов с приёмом медикаментозных препаратов и общение с соседом по палате всё то, чем обычно наполнена жизнь госпитализированного с места дтп гражданина, или оказавшегося строителя в не нужное время в не нужном месте. Для их обоих одна судьба. Спорь не спорь, но это так.
Как уже и было сказано, что восстановить душевное равновесие человека может книга прозаическая, а ещё лучше поэзия XIX и начала XX века. Так и здесь, как только захлопнулась дверь за Дмитрием Игнатьевым, Елена взглянула на своего соседа, после окинула палату взглядом и, закрыв глаза, задумалась. На её ум начинают приходить стихи любимых поэтов… Читатель спросит: «А кто этот юноша, сосед Леночки Удальцовой по больничной палате?» - и правильно сделает. Этого кареглазого юнца зовут Игорь Воронихин. Не скажешь, что он отличник в учёбе, но и внушает некую надежду. Помимо школьной учёбы он увлекается спортом. У него очень точно сформулирована точка зрения о том, что такое спорт, настоящий спорт без излишеств. Его стихия – велокросс, покорение горных вершин и конечно, лыжный бег. А в вечернее время суток телевизионным передачам предпочитает чтение стихотворений таких поэтов, как Иван Дмитриев, Николай Языков, Дмитрий Кедрин и далеко не прочь для разнообразия почитать стихи Есенина. И в это время Лена начинает читать вслух Есенинские стихи. Сосед по палате Игорь поначалу не обращает внимания, но потом неожиданно и для себя он делает комплимент:
- А ты красиво читаешь стихи…
Она сбивается, но улыбчиво отвечает:
- Спасибо.
После ответа её лицо приняло прежнее задумчивое выражение. Игорь замечает её задумчивость и начинает понимать, что под этим грустноватым выражением лица не знакомой девушки и, заметив грусть в прочитанном ею стихотворении, скрывается какая-то печаль или даже неизгладимая потеря. Он хочет выведать, чтобы хоть как-то её поддержать. И начинает с банального вопроса:
- А как тебя зовут? Меня Игорь. Занимаюсь спортом: летом велосипед, зимою лыжи, а главное - люблю горы, горы, горы…
- Горы это прекрасно. Всегда чистый воздух, - сказав это, она оправляет волосы и затем продолжает. – А зовут Лена. Мальчики, с которыми танцевала, ласково называют Леночка… я помимо школьной учёбы, занимаюсь танцами, - сказала она.
- Понятно. А вот сейчас ты читала стихотворение Сергея Есенина «Что прошло – не вернуть». И выражение лица грустноватое. У тебя что-то случилось?
- Да, позавчерашним вечером, когда мы с родителями возвращались домой на своём автомобиле, на въезде в город по встречной в нас влетела другая машина. Сидела я на заднем сиденье. При столкновении меня кинуло вперёд головою о водительское кресло. Приземлилась не удачно, вывихнув локтевой сустав и изрядно повредив предплечье правой руки. Было больно, но я сдерживала слёзы. Ими всё ровно ничему не поможешь. Пока ещё была в сознании, слышала, что кто-то из запоздалых прохожих пару раз прокричал: «Нужна помощь. Вызывайте милицию и скорую». – Народ скапливается вокруг нашей и той второй машины. Люди начинают извлекать из автомобилей пострадавших и погибших лиц, среди которых были мои папа Ваня и мама Саша. А ты, каким образом сюда попал? – поинтересовалась она.
- Сейчас ещё только начало октября месяца. А вот-вот начнётся последняя гонка сезона 1999 года по велокроссу за чертой города. Десять дней на медосмотр и неделя тренировочных заездов. Я вылетел во второй день тренировок при спуске и оказался тут. Мой заезд на срыве. Всегда какая-то потеря даёт надежду на лучшее, на главную в жизни победу.
Елена кивнула и произнесла полушепотом:
- Хотелось бы верить.
страница 1...
Оставить комментарий
Анатолий Рагузин |